Н.Г. Чернышевский как самый крупный социолог России до возникновения в ней социологии
Николай Гаврилович Чернышевский был очень эрудированным человеком, талантливым философом и социологом.
Его называли властителем дум разночинной интеллигенции. Сторонник антропологического материализма Фейербаха, он считал его учение лучшим изложением научно-философских представлений «о так называемых вопросах человеческой любознательности». Только материалистическая философия, считал он, может быть истинной, поскольку она опирается на научное знание.
Чернышевский пытался также последовательно провести точку зрения антропологического материализма на жизнь общества и его историю. Выработанное представление о жизни общества, должно было служить, по его мнению, обоснованию социальному идеалу. Таким идеалом для него было социалистическое общество, основанное на качествах «человеческой натуры», которые позволили бы проявиться «естественным» человеческим потребностям. Он приходит к убеждению, что единственный путь улучшения отношений между людьми (сделать человека добрым и порядочным) — это путь социальных преобразований, т. е. изменения хозяйственных отношений. «Сущность социализма, — утверждает он, — относится собственно к экономической жизни»1.
Основой, на которой станет возможным переход к социализму, Чернышевский считал общину. В отличие от А.И. Герцена и славянофилов он рассматривал общину не как уникальную принадлежность России, а как «общечеловеческую принадлежность известного периода в жизни каждого народа». Но община может стать основой перехода к социализму, если в ней будут развиты промышленность, наука, культура. После реформы 1861 г. Чернышевский охладел к общине и его идеалом становится «государственная собственность с общинным владением».
Движение истории к социализму Н.Г. Чернышевский рассматривал как общий закон прогресса, а не как достояние какого-либо народа, особо «склонного» к социалистическому переустройству общества. Для доказательства этого тезиса он использовал диалектический метод Гегеля, особо выделяя закон отрицания отрицания («закон, вечной смены форм»).
Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог»
Большое влияние на русскую интеллигенцию оказала и разработанная Чернышевским этика «разумного эгоизма», которая была своего рода рационалистическим фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». Обращение к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В романе «Что делать?» Чернышевский рисует образы «новых людей», носителей своей философии. Его идеи были горячо восприняты, а его книга стала как бы библией для будущих революционеров в России, оказав большое влияние на идеологию русского марксизма¹.
Революционный демократ Чернышевский выступал за установление в России демократической республики, за свободу и социальное равенство всех слоев общества. Большое значение он придавал развитию духовной культуры, гордился вкладом культуры русского народа в мировую культуру. Образ образованного человека Чернышевского не лишен актуальности и сейчас. Он писал: «Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо, и что дурно, что справедливо, а что несправедливо … кто привык мыслить, и наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенно направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему возвышенному и прекрасному.»
Рисуя картину социального общества, Чернышевский характеризовал его как общество социальной свободы, подлинной демократии и высокой духовности.