Давно известно, что семья является ведущим фактором развития личности ребенка, от которого зависит дальнейшая судьба человека. Именно она на всем протяжении своего развития остается сложнейшим социальным образованием, в функционировании которого сходятся личностные, групповые и социальные интересы, предрассудки и противоречия. Содержанием семейного воспитания в этнопедагогике являлись общечеловеческие нормы нравственности, дополняемые предписаниями и требованиями национального характера, например, дифференцированные правила поведения мужчин и женщин.
В течение развития общества нравственные нормы, моральные принципы, идеи воспитания подрастающего поколения подвергались переоценке в зависимости от того, в каких конкретных условиях они целесообразны. Цели воспитания напрямую зависят от норм, которые в свою очередь зависят от ценностей. На данном этапе происходит следующее: ценности сменились, а система образования не в полной мере отразила факт изменения целей воспитания. Для стабилизации нравственного климата народа, общества, необходимо возрождение вечных ценностей, и в частности, нравственных норм этнопедагогики семей.
К сожалению, сегодня нравственные ценности былой горской семьи несколько утрачены. Нельзя не видеть того очевидного факта, что наиболее трудным и ответственным этапом жизненного цикла семьи является тот, на котором происходит ее становление. На него приходятся события столь высокой социальной значимости, что каждый из них может решить всю дальнейшую судьбу семьи. Это – взаимная адаптация социальных, моральных, психологических и иных личностных качеств супругов; рождение детей, которое вместе с новыми чувствами и радостями несет с собой многосложные родительские обязанности. Следует также выделить переход в новый социальный статус, требующий от каждого из супругов переоценки и переосмысления своего прежнего образа мыслей и поведения в сторону повышения социальной ответственности. Семья относится к числу старых и устойчивых институтов, поскольку формирование брака и семьи шло параллельно со становлением и развитием самого современного человека. На разных этапах развития человечества семья отличалась своими идеологическими, моральными, эмоциональными и экономическими характеристиками, а правовые нормы, регулирующие деятельность, восходят к древнейшим законодательным кодексам.
На каждом временном этапе в брак вступают все новые когорты юношей и девушек, отличающихся от своих предшественников по социально-профессиональному статусу, уровню социальной зрелости, поведенческим нормам и установкам, придающим брачно-семейным отношениям дополнительную сложность. В одних случаях стечение объективных и субъективных обстоятельств создает удачную совокупность и оптимальную адаптированность супружеских взаимоотношений, способов формирования прочных семейных устоев. В других случаях, наоборот, происходит взаимное отторжение взглядов, отчуждение отношений молодых супругов и брак так и не становится семьей.
В настоящее время чрезмерная занятость родителей «добычей пропитания» является отрицательным фактором в освоении детьми нравственных норм. Пробелы в воспитании ведут к отклонению от морально-этических норм, к девиантному поведению детей. Затрудняется социализация подрастающего поколения из-за изменения общей системы социальных ценностей, слабого усвоения нормативных ориентаций. Приобретенные в семье привычки ведут к трудностям в школе, в общественной жизни. Однако при выяснении воспитательных возможностей семьи, выясняется, что большая часть семей имеют достаточные условия для воспитания детей в духе возрождения ценностных ориентиров.
Семья, как хранительница достижений прошлого, лучше других может донести эти образцы до новых поколений. Поэтому в настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, семейная опора как средоточие нравственного богатства народа является объективной потребностью общества. Общество заинтересовано в преемственности только прогрессивного духовного богатства народа. В осуществлении этой цели огромная роль принадлежит семье и не каждой, а той, которая впитала в себя современный образ мысли, педагогическую и общечеловеческую культуру. Именно поэтому на семью возлагается великая миссия – возрождение нравственного наследия народа.
Не следует забывать, что семья является основным источником и главным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Можно с полной уверенностью сказать, что семья была и всегда будет важнейшим институтом семейного воспитания и развития личности ребенка.
В мусульманской семье, как известно, женщина очень ценится и оберегается, но как утешение, «приз», услада. Ценность женщины здесь
понимается почти буквально, то есть в материальном, денежном эквиваленте. Женщина должна быть привязана к семье, всегда хорошо одеваться и щедро одариваться. Подарки возведены в разряд ритуала. Все решения в мусульманской семье принимает мужчина. Круг интересов женщины узок: дети, красивая одежда, украшения, еда. Мусульманские женщины, которые приезжают сюда, как правило, не демонстрируют своего подчиненного положения. Многие из них образованы, поэтому традиционной модели уже не получается. Тем не менее, когда они создают семьи внутри диаспоры, доминирование мужчины очевидно. Стабилизирующим фактором в мусульманской семье является авторитет родителей. Женщина, чувствующая психологический дискомфорт, идет за советом к старшим членам семьи и находит у них поддержку и утешение. Еще один уникальный принцип мусульманской модели семьи — заменяемость женщины (система гаремов).
Своя семейная модель предлагается иудаизмом. В традиционных еврейских семьях невероятно высок авторитет мамы. Многое зависит от того, какой ребенок рождается — мальчик или девочка. В любой архаической модели рождение мальчика приветствуется больше, чем девочки. Поведение матери напрямую зависит от пола ребенка. Оно негативное и репрессивное по отношению к девочкам, по отношению к мальчикам — поддерживающее, поощряющее. Еврейские мамы никогда не оставляют детей в покое и постоянно воспитывают: следят за осанкой, манерой поведения, речью ребенка. Дети, вырастающие в этих семьях, всегда вежливы и очень приятны в общении, однако, с точки зрения психолога, таким отношением легко подавить в ребенке творческое начало, которое предполагает определенный детский произвол.
В православной модели семьи дети, напротив, полностью предоставлены сами себе. Если белые дети играют на улицах Парижа без взрослых, можно почти безошибочно утверждать, что это русские. В типичной французской системе воспитания дети — самые опекаемые члены семьи, до 16 лет они находятся под строгим присмотром родителей, которые обязаны их чем-то занимать, устраивать досуг. В российской культуре существует иная дисциплинарная система — система образцов для подражания. Всегда ставятся в пример «передовики», на которых необходимо равняться, чтобы достичь успеха. Вопрос, каким образом можно достичь желаемых результатов, как правило, даже не поднимается.
Православная модель рассчитана на очень устойчивый и очень сильный характер. Основная роль мужчины в православной модели — инициировать семью, семейная поденщина его не интересует. Мужчина обладает невероятной властью и авторитетом, но всю свою ответственность он делегирует жене. В российской семье потерялась фигура отца, женщина же перегружена ответственностью. При этом отношения в типичной российской семье нередко напоминают схватку, которую выигрывает психологически или физически сильнейший. Православная модель дисгармонична, такие реализации подходят лишь для исключительно выносливых и психологически сильных людей, способных внутренне сохраниться при любых внешних невзгодах. Однако тиражировать эту модель как норму, вероятно, не стоит. Это ненормально — жить униженным и оскорбленным. Православная модель деформировалась и имеет еще одну культурную версию в результате того, что в войнах и военных конфликтах мы физически теряли огромные мужские популяции. Появилась семья «без отца». И следующему поколению мальчиков пришлось занимать уже «детское место».
Разница в моделях и установках в межкультурных браках обнаруживается всегда, и рано или поздно на этой почве возникают конфликты. Одни видят в супруге, прежде всего индивидуальность, и это вызывает у них искреннее уважение и интерес, порой — желание заимствовать. Другие находят в культурных различиях повод для постоянного раздражения, депрессии и отчуждения. Это связано с жесткой «конституцией» людей, неготовностью идти на уступки, недостаточной уверенностью в себе.
Социализация детей — основная задача семьи. Люди могут не задумываться о своих культурных различиях, но непременно начинают чувствовать разницу в культурных моделях членов семьи, воспитывая детей. Кто и как должен воспитывать ребенка? Как должны распределяться роли, и какие взаимоотношения с родителями можно считать нормальными?
Разница в культурах может быть детям во благо, а может поставить их в невыносимую ситуацию. Вопрос идентичности периодически возникает у ребенка в раннем детстве, но особенно остро он встает в подростковом возрасте. Чаще всего на то, как ребенок себя осознает в межкультурной семье, влияют его отношения с родителями. Обычно первое серьезное обсуждение начинается, когда встает вопрос об образовании ребенка.
В каждой семье встречаются две семейных модели (отцовская и материнская), которые сами являются вариантами семейной модели своей культуры. Таким образом, ребенок получает «расширенный” вариант семейной модели. Это важно не только в плане развития самой модели семьи в соответствии с изменениями, постоянно происходящими в обществе. Не менее важным является то, что ребенок получает способ совмещения разных вариантов семейных моделей, который будет необходим ему при создании своей семьи и согласовании своих представлений и способов поведения с имеющимися у супруга. Понятно, что однопоколенные и тем более однородительские семьи этот путь не только заужают, но и не развивают у ребенка способности к гибкому сочетанию стратегий воспитания детей и отношений между супругами. Кроме того, жизнь в своей культуре позволяет выделить в родительских функциях и вариантах их выполнения – общее, то, что присуще всем семьям данной культура, и частное – варианты выполнения родителями своих функций. Особенностью современной культуры, к которой относится и наша страна, является смешение моделей семьи из разных культур. Ребенок в этих условиях не получает в своей семье «базы” для выбора в будущем из столь неопределенных и многообразных вариантов, и не может выделить общее и частное в родительских функциях. Дело осложняется тем, что разные модели семьи и способы воспитания родителей, которые в этих семьях поддерживались и передавались из поколения в поколение, в каждом обществе ориентированы на воспитание ребенка как члена своей культуры, со всеми необходимыми особенностями. Для таких семей остро стоит проблема разрыва с культурными корнями, опытом предыдущего поколения, необходимостью адаптации к новой модели жизни и семьи, часто радикально отличающихся от присущих своей культуре. В прежние времена при заключении межкультурных браков обязательным было принятие другой веры (а значит, и всего уклада) одним из супругов.