Коррекция неврозов у детей

«Психокоррекция – это метод психологического воздействия на человека, направленный на психические механизмы взаимодействия со средой, нарушающие его социальную (в т.ч. школьную) адаптацию.

Целью психокоррекции детей и подростков является исправление нарушений психического развития, гармонизация развивающейся личности и профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза»

Рассмотрим коррекцию невроза с помощью рисуночных методов на примере невроза страха.

Прежде чем помочь детям в преодолении невроза страха, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта.

Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. В немалой степени это зависит и от способности самих детей перестраивать отношения  и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой утомляемости ребенка, нервно-психических и частых заболеваний.

Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь родителям и нередко всей семье в целом.

Одним из методов коррекции страхов является рисование. «Рисование, как и игра – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятными и травмирующими образами.

Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройство, т.е. бесстрашие и способности противостоять злу и насилию.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, т.е. то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный эмоциональный след в памяти ребенка.»

Итак, после установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявление страхов. После проведенного опроса ребенку предлагают нарисовать страхи: «нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе». Не нужно требовать жестко от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях напомнить детям свои варианты. Рисование страхов можно продолжить и дома. После чего необходимо обсуждение каждого из страхов. Порядок предъявления для обсуждения рисунком не имеет значения. Каждый рисунок показывается всем присутствующим (родителям, сверстникам и т.д.), в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. конкретизирует свой страх. Раньше это было трудноосуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок может свободно говорить о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра первого рисунка следует спросить: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?». Сочетание «… а теперь…» в какой-то мере обозначает призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

После обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, подарить игрушку. А дальше сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который, таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка.

После обсуждения необходимо провести активную игру, в которой все участвуют, но так, чтобы ребенок сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе. В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкции из подручных материалов. Когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило лучше, особенно при участии отца.

На последней встрече после игры-разминки (возможно с использованием различных предметов, отражающих прежние страхи – маски, куклы) проводится обсуждение домашнего задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой. За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки.

Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50% при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85% от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии. Оставшиеся страхи, а их обычно не больше 15-20%, можно проиграть по сочиненным на их тему историям.

Задание дается следующим образом: «Сочини какую-нибудь фантастическую или вспомни реальную историю, в которой найдет отражение твой страх (называются оставшиеся страхи). Твоя история будет проиграна и к ней можно сделать несколько рисунков, иллюстрирующих происходящие события, а также ты можешь изготовить маски страшных персонажей или вылепить их». Дошкольники делают это устно, а школьники излагают историю на бумаге.

«Приготовленная история рассказывается (записывается) в семье или в группе из нескольких детей или родителей. Сам автор распределяет роли среди всех присутствующих. Тем самым он берет инициативу в свои руки, руководит игрой. Если к тому же рассказчик принимает роль того, кого он боится, терапевтический эффект игры будет большим.

Игра необязательно строго следует сюжету. Основа игры – импровизация, фантазия, воображение, когда игровые ситуации обозначаются только в самых общих чертах. Взрослые могут лишь направлять игру в пределах предоставленной роли, а если и давать пояснения, то только после окончания игрового действия.».

Оцените статью